Лучшие выступления
на The Super Bowl
Лучшие выступления
на The Super Bowl
ТЕКСТ:
НАСТЯ ПОЛЕТАЕВА, ПОЛИНА САДОВНИКОВА
Каждый год в начале февраля в США проходит финальная игра Национальной футбольной лиги — The Super Bowl. Из сугубо спортивного мероприятия Cупербоул давно превратилcя в супершоу. Рассказываем историю лучших перформансов этого кубка, которые стали знаковыми для поп-культуры и моды — от Кэрол Ченнинг до Рианны.
Рианна на The Super Bowl
С точки зрения неамериканцев истерия вокруг, по сути, футбольного матча кажется явлением удивительным. Удивительное и есть: с 1967 года, когда Национальная футбольная лига и Американская футбольная лига начали процесс слияния, Супербоул становился все популярнее и популярнее, пока не превратился в явление национального масштаба. Теперь финальная игра сезона, в ходе которой определяется чемпион НФЛ, в США носит характер национального праздника: модные универмаги вроде Bergdorf Goodman оформляют в ее честь витрины и придумывают капсульные коллекции, а сами американцы массово садятся перед экранами телевизоров — в день финала в США покупают и съедают лишь немногим меньше еды, чем на День благодарения. ТВ-трансляция игры популярна настолько, что сам матч с годами сдвинули на вечернее время, чтобы перерывы попадали на воскресный прайм-тайм. Специально для этой трансляции марки всех мастей традиционно выпускают отдельные рекламные ролики (одна минута эфира во время Суперкубка стоит около 8 миллионов долларов) — как раз так была впервые продемонстрирована первая реклама iPhone, а в этом году во время эфира представят кампанию Tiffany & Co. с Леди Гагой в главной роли.
Падкая на большие инфоповоды модная индустрия не могла проигнорировать такое мероприятие и на протяжении всего существования Супербоула планомерно прокладывала себе путь внутри футбольной игры. В перерыве между таймами с 1970 года устраивают мини-концерты — чуть меньше 15 минут, так называемые halftime performances, на которых выступают самые известные на момент игры артисты. На следующее утро спортивные СМИ обсуждают счет, а все остальные медиа — выступления и костюмы, приготовленные командами модных марок для суперкубка. Мы выбрали самые знаковые.
2024
Usher
Планка Super Bowl 2024 была поднята как никогда высоко — Рианна, выступавшая в 2023 году, постаралась на славу. Брать эту высоту Ашер решил, во-первых, исполнением попурри из своих знаковых R&B-треков типа Caught Up и U Don’t Have To Call, звучавших из всех динамиков нулевых. А во-вторых, с помощью приглашенных артистов. На сцене за время 13-минутного шоу, в которое музыкант старался вместить все 30 лет своей карьеры, появились Алиша Киз с треками If I Ain’t Got You и My Boo, Лудакрис (привет из киновселенной «Форсажа»), Джермейн Дюпри, Лил Джон, H.E.R и will.i.am. За облик певца отвечали Dolce & Gabbana и Off-White. И явно сошлись на том, что Ашера должно быть хорошо видно каждому из более чем 100 миллионов зрителей по обе стороны экрана — только на образ Off-White ушло 394 тысячи кристаллов. Dolce & Gabbana страз тоже не пожалели, обшили ими молочного цвета костюм, верх которого певец постепенно с себя снимал — пока не остался в майке Skims (аккурат перед матчем Ашер стал лицом мужской линии бренда Ким Кардашьян). Впрочем, и она не продержалась на нем дольше пары минут.
Правда, будем честны, и снятые майки, и ностальгические хиты ближе к концу матча зрителей волновать перестали — сработал «эффект Бейонсе». В эфире появилась реклама компании Verizon с Queen Bey в главной роли, заканчивающаяся фразой «Они готовы. Выпускайте новую музыку». Через секунду на нас посыпались не только тизеры будущего кантри-альбома певицы, но и сразу два новых трека. Кажется, в итоге все вообще забыли о финале Super Bowl, ради которого, собственно, и собрались — по крайней мере до того момента, как Тейлор Свифт выбежала на поле к своему бойфренду Трэвису Келси по случаю победы его команды Kansas City Chiefs. Надеемся, Ашер не в обиде, что звездным часом ему пришлось делиться.
2023
Рианна
Четыре года назад Национальная футбольная лига начала сотрудничество с продюсерской компанией Jay-Z Roc Nation — и, кажется, это было лучшее решение в их истории. С тех пор концерты в перерыве финальной игры НФЛ, и до этого становившиеся событиями международного масштаба, по качеству, зрелищности и, что важно, социальному значению каждый год превосходят любые ожидания: взять хоть выступление Шакиры и Джей Ло с критикой политики Трампа или прошлогодний хип-хоп-мастер-класс в исполнении Эминема и Dr. Dre в поддержку BLM.
В этом году, впрочем, политическая составляющая дела оказалась на втором плане — после семилетних каникул (для современной поп-звезды — это, считай, сто лет) на сцену вернулась недавно ставшая матерью Рианна, которая последние годы занималась преимущественно своей модной империей. Заполучить на Super Bowl одну из самых титулованных современных певиц и чрезвычайного и полномочного посла Барбадоса в США пытались уже не один раз. Но отказать Jay-Z, который когда-то разглядел в ней потенциал, она не смогла. Помогла неожиданно и беременность — в интервью перед выступлением она говорила: «Мне позвонили спустя три месяца после родов. И я такая — „А я вообще в уме, чтобы принимать такие решения?“. Но когда становишься матерью, понимаешь, что можешь, в принципе, все».
Ожидания и ставки были велики — новый альбом, разговоры о котором ведутся с 2017 года, и возможность объявления мирового турне в его поддержку (Super Bowl традиционно стартовая площадка для туров). Не говоря уже об обычной для таких мероприятий интенсивности подготовки, которая со всегда расслабленной манерой выступлений Рианны не очень вязалась: «Это все карибские корни», — как-то посмеялась она, отвечая на вопрос о вечном chill. Не изменила она себе и тут — никакого турне, никакого нового альбома, а вместо этого — объявление о второй беременности и список из проверенных суперхитов. Ну что ж — стахановцем Рианна никогда не была, нечего начинать и сейчас. Перед нами было, возможно, самое вальяжное выступление за историю Super Bowl — но за то и любим.
2022
Удивительно, но факт — первое полностью хип-хоп-шоу в истории финалов Национальной футбольной лиги состоялось только сейчас. С другой стороны — время и место выбраны идеально. Супербоул впервые в XXI веке доехал до Лос-Анджелеса — хип-хоп-столицы западного побережья. Чтобы отметить событие, была вызвана старая гвардия под предводительством Dr Dre, при участии — Snoop Dogg, Эминема, Мэри Джей Блайдж, 50 cent и Кендрика Ламара (он отдувался за более молодое поколение исполнителей). На прошлой неделе на пресс-конференции Снуп, который накануне шоу был обвинен в сексуализированном насилии, так прокомметировал лайнап: «У нас есть королева r’n’b, у нас есть король хип-хопа, и у нас есть все его протеже. Чего еще надо?»
Шоу с таким составом стало возможно благодаря сотрудничеству НФЛ и компании рэпера Jay-Z Roc Nation, которая продюсировала все мероприятие. Представители НФЛ, которую вот уже несколько трясет от скандалов, связанных с институциализированным расизмом, клятвенно обещали, что приложат все усилия для «укрепления сообщества с помощью музыки».
Однако дело не обошлось без цензурных скандалов — согласно Vanity Fair, организаторы со стороны НФЛ пытались максимально замикроменеджерить выступление. Так, Dre попросили убрать из песни Still D.R.E, что он «все еще не любит полицию», Эминему пытались запретить садиться на одно колено в честь бывшего игрока «Сан-Франциско Форти Найнерс» Колина Каперника (чью позу на одном колене теперь повторяют по всему миру в рамках акции Black Lives Matter — спортсмен таким образом обращал внимание на полицейский произвол по отношению к темнокожему населению США), а Снупа попросили обойтись без его классической голубой банданы, которая была атрибутирована (вот уж неожиданность) как «гангстерсткая».
Конечно, никакие из этих требований выполнены не были — Эминем в финале Lose Yourself сел на одно колено, Dre не забыл ни строчки, а Снуп, открывавший шоу с The Next Episode, просто надел спортивный костюм с классическим принтом с этой самой банданы. В остальном шоу стало празднованием калифорнийской популярной культуры. Dre и Снуп спели California Love, Мэри Джей Блайдж — Family Affair, Кедрик — Humble и свой гимн движению за гражданские права Alright, 50 cent появился на сцене вверх ногами, как когда-то в клипе на In da Club, а сама сцена, разделенная на пять павильонов, расположенная на карте города, выглядела как среднестатистические дома в Лос-Анджелесе, окруженные, разумеется, — лоурайдерами и людьми в хаки.
2021
The Weeknd, Майли Сайрус и другие
В этом году на стадионе Raymond James в городе Тампа, штат Флорида, собралось в три раза меньше людей, чем обычно. Из-за антиковидных мер выступления пришлось перенести с поля на сцену, установленную на трибунах (впервые за 55-летнюю историю Суперкубка!). Впрочем, даже это не помешало устроить грандиозное шоу. Компанию хедлайнеру Супербоула 2021 The Weeknd составили поэтесса Аманда Горман, r’n’b-исполнительница Джазмин Салливан, певица H.E.R. и Майли Сайрус.
Первым зрители увидели выступление Сайрус, устроившей специальное шоу TikTok Tailgate в честь врачей (с трансляцией в Tik Tok, разумеется). На сцене Майли появилась сперва в форме чирлидерши авторства Майкла Шмидта, а затем в интерпретации футбольной экипировки, которую специально для Майли создали дизайнеры Gucci, кстати, надпись FTW на топе расшифровывается как for the win. На радость зрителям постарше на сцене вместе с Сайрус появились легенды рока Билли Айдол и Джоан Джетт (они же работали с Майли над ее последней пластинкой). После Майли с новым стихотворением об американцах, борющихся с пандемией, выступила Аманда Горман — та самая 22-летняя поэтесса, о которой большинство из нас узнало на инаугурации Байдена. Пальто Prada Аманда сменила на Moschino из коллекции весна 2021, а красный ободок — на жемчужный. На церемонию ее собирал звездный стилист Джейсон Болден, который работает с главными лицами американской поп-культуры, от Алиши Киз до Серены Уильямс (как проходят его будни стилиста, можно узнать в авторском шоу Болдена на Netflix Styling Hollywood.
Хотя накануне Суперкубка The Weeknd и сетовал, что ему не хватило денег на то, чтобы повторить появление Дайаны Росс (в 1996-м певица приземлилась на стадион на вертолете), его выход на импровизированную сцену получился не менее эффектным. The Weeknd решил не отходить от нарратива, заданного в 2020-м, и вновь использовал образ Роберта Де Ниро из «Казино» Мартина Скорсезе. За наряд отвечал креативный директор Givenchy Мэттью Уильямс — по его словам, на создание пиджака, усыпанного стразами, ушло 250 часов работы. А вот визажистам The Weeknd облегчил работу — в этот раз певец вышел на сцену без бандажей на лице. В них появились танцоры, и, по словам The Weeknd, это шпилька в сторону знаменитостей, которые меняют внешность ради общественного признания. Выступление уже разошлось на мемы, в том числе потому, что одновременно с The Weeknd на сцене были тысячи его «клонов» — некоторые фанаты решили, что в середине шоу Абель и сам немного растерялся.
2020
Джей Ло и Шакира
Выступление Джей Ло и Шакиры в перерыве Супербоула 2020 завершилось всего несколько часов назад, а его уже называют одним из самых зрелищных шоу в истории halftime performances. За костюмы Шакиры отвечал дизайнер Питер Дундас. Один из них — красный кроп-топ с кристаллами Swarovski и платье-трансформер — в интернете сравнили с нарядом Газель из мультфильма «Зверополис», которую озвучила Шакира. Красный цвет, столь популярный на аналогичных дорожках, на Суперкубке, наоборот, стал исключением. Как ни странно, последний раз в таком платье на шоу выступала Дайана Росс — в далеком 1996 году.
Выбор наряда для Дженнифер Лопес был предсказуемым. «Когда люди думают о Дженнифер, они вспоминают Versace», — сказал один из стилистов певицы Мэриэл Хэнн. Всего за 14-минутное выступление Джей Ло сменила четыре наряда, при этом на самое долгое переодевание у нее ушло всего 8 секунд. Так, во время Jenny From The Block она была в кожаном комбинезоне с заклепками (подобные она надевала на концерты в начале нулевых), а Get Right спела в сверкающем боди. Без политических заявлений на Суперкубке тоже не обошлось. Так, под финал выступления Джей Ло облачилась в объемную накидку из разноцветных перьев, снаружи образовывающих американский флаг, а изнутри — в пуэрториканский.
А вот выступление Шакиры расценили как оммаж ближневосточной культуре. Певица вышла на сцену с колумбийской танцевальной труппой Swing Latino (и сама исполнила танец живота), а когда заиграл трек My Hips Don’t Lie, сымитировала манеру арабских женщин празднично «улюлюкать» от радости. Правда, аллюзию поняли не все — и так певица стала главным мемом Суперкубка.
Конец шоу прошел под эгидой girl power. Шакира и Джей Ло вместе спели Let’s Get Loud — хит Лопес с ее дебютной пластинки 1999 года. А на сцене к ним присоединился хор девочек во главе с 11-летней дочерью Дженнифер Лопес Эмми (американский Vogue уже прочит ей большое будущее).
2016
Леди Гага, Бейонсе и Бруно Марс
Перформанс на Суперкубке 2016 обсуждали, во-первых, потому, что игра была юбилейной — пятидесятой, и все артисты постарались сделать свои выступления максимально патриотичными. Казус был в том, что выразить любовь к родной стране абсолютно все решили в нарядах итальянских дизайнеров: Леди Гага была в Gucci, Бруно Марс — в Versace, Бейонсе — в Dsquared2, и только кроссовки Криса Мартина были американскими. В остальном с патриотической составляющей halftime performance все было в порядке: например, костюмы танцовщиц Бейонсе, которые сделала Зана Бейн, были аллюзией на униформу «Черных пантер» — радикальной политической группировки, которая боролась против ущемления темнокожих американцев, а в день перед Супербоулом певица представила композицию Formation и клип на нее (вы сами знаете, о чем).
2015
Кэти Перри и Мисси Эллиотт
Ответственным за костюмы Перри был Джереми Скотт: он придумал для певицы четыре экстравагантных (местами даже просто странных) образа — от костюма пляжного мяча до платья из языков пламени, в котором Кэти выехала на поле, сидя верхом на огромном механическом псе. Скотт известен своим коммерческим подходом к моде, и про появление вещей Moschino на Суперкубке сказал честно: «Это самое популярное шоу года — у него больше зрителей, чем у «Оскара»!» Что до Мисси Эллиотт, то в ее случае инфоповод был в самом появлении на сцене после десятилетнего перерыва. Благодаря Супербоулу за следующую после матча неделю продажи ее альбомов выросли больше чем на 900 процентов.
2014
Бруно Марс, Рене Флеминг
Начиная с 2012 года созданные на заказ вещи больших брендов стали важной частью перформансов на Суперкубке. Например, три года назад модная составляющая выступления раскололась надвое — с одной стороны был Бруно Марс в золотом пиджаке Yves Saint Laurent, с другой — оперная певица Рене Флеминг в сшитом специально для нее черном платье Vera Wang с белыми драпировками. По замыслу Веры, платье должно было воплощать все величие американской культуры, удобно сидеть на Флеминг и хорошо выглядеть на фоне оркестра. Кажется, все сложилось, причем так, что Рене не хотела потом передавать наряд в дар музею (в итоге ее таки уговорили).
2013
Бейонсе
Суперкубок был отмечен десятками потрясающих выступлений, но Бейонсе — это Бейонсе. Шоу, которое придумали певица, ее команда и группа Destiny''s Child, было настолько зрелищным и отработанным, что казалось, будто зрители смотрят 3D-клип. Бейонсе вышла в боди-трансформере, от которого в процессе перформанса отстегивала части, пока на ней не осталось только прозрачное кожаное кружево. Придумал наряд молодой американский кутюрье Рубин Зингер — по его словам, Супербоул 2013 полностью перевернул его карьеру. А мы присоединяемся к вопросу Vogue.com: как так вышло, что ни разу на протяжении всего выступления у Бейонсе не сбилось дыхание?
2012
Мадонна, M.I.A. и Никки Минаж
Самый эпичный перформанс в истории Суперкубка — заслуга Мадонны. В образе египетской царицы она выехала на поле на огромной золотой колеснице, которую везли сотни атлетов, а потом спела свой хит Vogue и несколько композиций вместе с M.I.A. и Ники Минаж. Костюмы для шоу сделал Рикардо Тиши — он уже сотрудничал с Мадонной во время ее трехлетнего тура Sticky & Sweet. «Люди говорят, что всему есть предел, но с Мадонной границ не существует. Я так рад, что попробовав себя в разных амплуа, она решила вернуться на музыкальную сцену. Не только чтобы дарить нам музыку, но и создавать моду, создавать иконические перформансы», — рассказал Тиши. Для выступления на Суперкубке он придумал три образа: с длинным золотым плащом, с длинным черным плащом и короткое платье с ботфортами. Костюмы танцовщиков тоже заказали Givenchy.
2011
Black Eyed Peas
Black Eyed Peas еще выступали тогда полным составом, и каждый костюм заслуживал отдельного разговора. Ферджи была в кожаном платье с огромными накладными плечами (как у игроков в американский футбол), покрытых кристаллами, а на пальцах у нее сверкали огромные когти-кольца, надетые на последнюю фалангу. Остальные участники группы были в кожаных же костюмах со встроенными светодиодами. Плюс светились костюмы четырехсот танцовщиков. Эту сложную дизайнерскую и техническую работу возложили на плечи танцевального ателье Just For Kix из Миннесоты. С тех пор прошло шесть лет, и светодиоды на одежде и обуви постепенно становятся общим местом (будущее где-то неподалеку).
2007
Принс
Сцена в виде лиловой мультяшной буквы P, такая же гитара и небесно-голубой брючный костюм с оранжевой рубашкой: этот выход Принса неизменно включают во все списки лучших образов певца, а вне таких листингов его можно смело назвать самым наглядным доказательством того, что он умел носить ядерные цвета как никто.
2004
Джанет Джексон и Джастин Тимберлейк
Пожалуй, самый скандальный костюм за всю историю Суперкубка. Во время совместного исполнения композиции Rock Your Body Тимберлейк сорвал с Джанет часть костюма — правую чашку кожаного корсета, обнажив грудь певицы. Этот инцидент стал настолько резонансным, что в англоязычной «Википедии» есть отдельная статья, посвященная ему. CBS был оштрафован на рекордные 550 тысяч долларов, критики заявили, что выходка Джанет — знак падения нравственности в США, а самой Джексон пришлось принести публичные извинения. PR-служба певицы позже объяснила, что Джанет подвел костюм, но никто им не поверил: сосок певицы был предусмотрительно прикрыт украшением в виде солнца. Фрагмент с голой грудью вырезали из записи Суперкубка, но его все равно пересылали друг другу. Сооснователь YouTube Джавед Карим даже считает, что этот эпизод стал одной из причин популярности видеоплатформы.
2001
Бритни Спирс
Строго говоря, в 2001 году на Супербоуле выступала не только она — компанию певице составили Aerosmith, *NSYNC и Мэри Джей Блайдж. Но Бритни была настоящим олицетворением начала нулевых. В белых брюках с низкой посадкой, в коротком топе и с пирсингом в пупке, она была лицом целого десятилетия, определившим облик самых модных девушек на годы вперед. В том же году Pepsi, официальный спонсор Суперкубка, снял рекламный ролик с Бритни в главной роли, который выглядел как продолжение ее выступления с Aerosmith.
1996
Дайана Росс
Дайана Росс не была бы собой, если бы ее перформанс на Суперкубке не был построен вокруг нее как главной дивы девяностых. Во-первых, она сменила четыре костюма: вышла в красном пышном платье, которое трансформировалось в мини; потом появилась в оранжево-розовом платье-русалке, сменила его на золотой плащ с легинсами и корсетом цвета фуксии, а завершила выступление в розово-оранжевом костюме. Во-вторых, улетела Росс со стадиона на вертолете. В-третьих, люди выстраивались в гигантские буквы Diana Ross — так, чтобы их было видно даже из космоса. Ее выступление занимает девятое место в топе-10 лучших перформансов Суперкубка: Дайана впервые превратила костюмы в часть номеров.
1993
Майкл Джексон
Отцом-основателем эталонного формата halftime performance пресса единогласно считает Майкла Джексона — в общем-то, он придумал массу поп-культурных явлений, которых до него не было. Джексон впервые превратил выступление на Суперкубке в попурри из своих хитов и подготовил отдельные танцевальные номера, перетекающие друг в друга. Костюм певца стал не менее легендарным, чем само выступление: черные очки-авиаторы, черный милитари-жакет с декоративным золотым патронташем и черные же укороченные брюки с белыми носками. Кожаный жакет Dsquared2, в котором Бейонсе появилась на прошлогоднем Суперкубке, — это оммаж образу Джексона 1993 года.
1991
New Kids on the Block
Считается, что halftime performance впервые стал полноценным поп-шоу в 1991 году, когда хедлайнером Суперкубка был бойз-бенд New Kids on the Block. Во-первых, для их выступления на поле выстроили настоящий Диснейленд с огромным замком и сотнями детей в костюмах диснеевских героев. Во-вторых, все четверо участников группы могли перещеголять моделей из мужских глянцевых журналов: широкие брюки с высокой талией, прямой пиджак под треники adidas, жилет на голое тело и золотая кожаная куртка, как у Мика Джаггера.
1988
Чабби Чекер и ансамбль The Rockettes
Король твиста Чабби Чекер в облегающих черных брюках и серебряной рубашке с запáхом и подплечниками плюс знаменитый танцевальный ансамбль The Rockettes (44 девушки в золотых цилиндрах и боди), а еще 88 белых роялей и пианисты — только представьте себе эту вечеринку на футбольном поле. После Чекера было много достойных перформансов, и часть из них были гораздо более зрелищными, но веселее на Суперкубке не было ни разу.
1970
Кэрол Ченнинг
Актриса и певица Ченнинг стала первым артистом, выступившим на Суперкубке. Она рассказала The Guardian, что ее попросили исполнить хит из бродвейского мюзикла «Хелло, Долли!» буквально за неделю до матча. Тот halftime performance был построен, кстати, не вокруг ее выступления, а вокруг оркестра Южного университета — по словам Кэрол, это было похоже на ее дебют на Бродвее. Ченнинг вышла на движущуюся сцену-платформу в белом длинном пальто с капюшоном, отороченным пушистым мехом. Предположительно его автором был американский кутюрье Нолан Миллер, а само пальто стало позже визитной карточкой актрисы, и она не раз надевала его на другие свои выступления.